Первая гимназия республики Ингушетия основана в 1998 году. За 18 лет своего существования была неоднократно награждена многочисленными наградами. Гимназия является лауреатом всероссийского конкурса «Лучшие школы России», победителем в номинации «Школьная этнопедагогика», лауреатом Национальной лауреатом образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», XI Всероссийского образовательного форума», Всероссийского конкурса «Школа-территория здоровья» .
Гимназия также награждена дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации за содействие в реализации творческих и научно-технических программ национальной системы «Интеграция», Почетным дипломом приоритетного национального проекта «Образование», «Золотые уроки. Медиатека опыта лучших школ и учителей».
За участие во Всероссийском смотре педагогического мастерства в рамках ПНЦ «Образование» гимназия трижды получила сертификат, подтверждающий, что она является одним 100 из самых активных образовательных учреждений России. В рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» награждена дипломом финалиста III Международного конкурса образовательных проектов «Диалог-путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования и т.д.
В гимназии успешно работает Центр дополнительного образования.
• Начата разработка программы интеграции основного и дополнительного образования, основными целями которой является:
• Формирование единого образовательного пространства гимназии, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
• Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов гимназистов, укрепления их здоровья.
• Личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся.
Продолжается работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей в рамках реализации проекта «Школа здоровья и безопасности»:
• Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания учащихся с целью сохранения их психологического и физического здоровья.
• Активизация работы психолого-педагогического медико-социального центра гимназии.
Коллектив педагогов и родителей гимназии старается создать такую школу, в которой для учащихся будут созданы необходимые условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, где ценят их время, гарантированы права обучающихся и замечают их индивидуальные достижения, где учатся с удовольствием.
Формирование, сохранение и укрепление гимназических традиций способствует также созданию эмоционально-привлекательной среды гимназии. К таким традициям относится ежегодное празднование Дня гимназии (последняя суббота сентября), «День Ученического самоуправления» (7 марта); проведение акций: «Школьный дворик», «Зеленый наряд гимназии», «Посади свое дерево», «Весенняя спартакиада гимназистов»; ежегодные конкурсы: «Учитель года гимназии ", «Лучший учебный кабинет», «Класс высокой культуры», «Самый спортивный класс», «Лучшая семья года», «Лучший гимназист года», «Лучшая гимназистка года», «Самый активный читатель года», «Лучший выпускник года» и «Лучшая выпускница года».
Вся работа коллектива гимназии направлена на создание такого микроклимата, такой среды, которые вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к гимназии, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Коллектив гимназии работает над созданием в гимназии богатой и разнообразной предметной и информационной среды, которая располагает учащихся к творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию коммуникативных навыков.